Привет тебе, о смерть!

Привет тебе, о смерть! Довольно ожиданий, Довольно жертв и мук, сомнений и стыда! Уснуть! уснуть от всех бесчисленных терзаний, Глубоким сном уснуть навеки, навсегда! Дух лирики Надсона с самого начала его творческого пути подавлен сознанием своего бессилия в предстоящей и желаемой борьбе, тогда как у Коста даже в самых мрачных его раздумьях над личной судьбой есть сила отчаянной решимости. И мотив безнадежности, звучавший в некоторых его стихах, был вызван невозможностью борьбы или потерей всех своих сил в неравной борьбе. Для Надсона показательно в этом отношении стихотворение «Слово» (1879): О, если б огненное слово Я в дар от музы получил, Как беспощадно, как сурово Порок и злобу я клеймил! Мне не дано такого слова… Бессилен слабый голос мой… Моя душа к борьбе готова, Но нет в ней силы молодой… В груди бесплодное рыданье, В устах мучительный упрек, И давит сердце мне сознанье Что я, я — раб, а не пророк. Спрашивается, что общего между этим лирическим образом Надсона с тем образом Коста, который встает перед нами из его мужественной лирики? Коста, говоря о себе как об общественном деятеле, всегда сознавал себя борцом, не устрашимым никакими преследованиями и наказаниями: Я не боюсь разлуки и изгнанья, Предсмертных мук, темницы и цепей, Везде для всех я песнь свою слагаю, Везде разврат открыто я корю, И грудью грудь насилия встречаю, И смело всем о правде говорю. «Я смерти не боюсь, — заявил он, — но жизнью дорожу, пока хоть капля силы отыщется во мне для родины моей».

Добавить комментарий