В первых одиннадцати явлениях

В первых одиннадцати явлениях второго действия пьесы зритель вдоволь посмеялся над Суйковым и его женой Евдокией Ивановной, ничтожными людьми. Евдокия Ивановна только что грубо ругалась с Мазиловым из-за неуплаты за квартиру, но появляется Светлов, дает ей плату за месяц вперед, да к тому еще лишних десять рублей, и она несказанно обрадовалась. Светлов, получив место в гимназии княгини Долинской, предлагает выпить всем жильцам: «всякую радость надо вспрыснуть, чтобы веселее было радоваться». К Евдокии Ивановне он обращается с такими словами: дает их за носителей своих социально-политических идеалов. Выходит, что в комедии «Дуня» изображаются не «новые люди», а зло высмеиваются опустившиеся представители «художественной» интеллигенции (Суйков, Трубадуров, Ма- зилов, Перышкии — певец, музыкант, художник и поэт), высмеиваются невежество и самодурство богатых мещан, развращенность и нравственная опустошенность спесивой бывшей аристократии, не имеющей за душой ничего, кроме дворянского звания. Так, даже на основе общего анализа пьесы «Дуня» можно заключить, что проводить параллель между сатирической комедией Коста и романом Чернышевского-о «новых людях» неправомерно. Комедия «Дуня» по ее идейно-тематическому содержанию можно сблизить, пожалуй, только с повестью Щедрина «Запутанное дело». В оценке пьесы «Дуня» более правильную позицию заняла Анна Цаголова. Она безусловно права в оценке той части проблематики комедии, которая связана с образами бывшей аристократки Марии Павловны (мачехи Дуни) и богатого мещанина Сомова (отца Дуни), видя в этом отражение «процесса разрушения старого дворянского мира», смены дворянского сословия «нарождавшейся буржуазией».

Добавить комментарий