Процесс освобождения

Этот процесс освобождения от своих мучительных сомнений и уверования в правоту людей, осуществивших на практике идеалы, во имя которых он готов был идти на самопожертвование, явился началом творческого возрождения драматурга.

Следы раздумий и выводов Бритаева в этот период мы находим в его незаконченных рукописях («Близнецы» и «Налимы»), в его работе над новыми редакциями своих давних произведений («Две сестры» и «Хазби»), в идейной концепции новой его драмы «Амран».

Драматический набросок «Налимы» и сказка «Близнецы» завершают идейнотворческий кризис писателя, занявший двенадцать долгих лет, и открывают новый период в творчестве драматурга, длившийся всего два года, но исключительно плодотворный по своим результатам.

«Налимы» незаконченный драматический этюд, во всяком случае, черновой вариант, а не окончательный текст, но замысел автора, его симпатии и антипатии выражены довольно четко. В этом этюде Бритаев высмеивает тех людей, которые пытались в период жестокой классовой борьбы на полях гражданской войны переждать бурю в заводи, подобно налимам, и пробираться к власти, не оставляя своих хищных замыслов. Бритаев высмеивает людей, в кругу которых вращался сам в 1917 и в начале 1918 года. Это было своеобразным прощанием со своими мелкобуржуазными иллюзиями, сатирическим осмеянием их.

В самом деле, кого Бритаев называет налимами?

Врач, адвокат, офицер, купец и социалист сидят в проходной комнате. На улице идет бой между наступающими большевиками и кадетами. Все перепуганы, все опасаются прихода большевиков, хотя каждый из них утешает себя: врач тем, что и победитель, и побежденный нуждаются в его помощи; адвокат надеется, что и большевистскому трибуналу понадобятся адвокаты; купец уверяет своих соседей, что, если он «не будет у них подрядчиком, то их «совнархоз» и «продком» станут, как мельница без воды».

Добавить комментарий