Художественный процес­с

Теперь, отвлекаясь от этой стороны, сосредоточим свое внимание на миграции и трансформациях идейно-тематических мотивов, условно считая, что их выражение в книге и ее инсценировке, фильме и его «новеллизации» на данном уровне обобщения эквивалентно. Это позволит нам бо­лее четко выявить структурирующую роль изучаемых течений. Следует иметь в виду, что при таком подходе удельный вес «нового» консерватизма неизбежно оказывается больше, чем контркультурЪ1, коль скоро она в значительной мере опиралась на чисто эмоциональную сторону воздействия и тем самым, как справедливо заметила в цитированном высказывании С. Зонтаг, вынесла «содержание» на периферию художественного творче­ства, активизировав ресурсы музыки и танца, спонтанного вы­ражения чувств, в меньшей мере доступного повествованию. Асимметрия идейных тенденций и их художественных воп­лощений носит как бы двоякий характер. Она порождается, с одной стороны, особенностями рассматриваемого параметра культуры (религии, нравственности, расовых и классовых взаи­моотношений), а с другой — спецификой художественного твор­чества, где то или иное явление может получить в какой-то ме­ре ограниченное воплощение. Поэтому ниже мы будем подчас изменять ракурс рассмотрения в зависимости от характера ма­териала (как идейного, так и эстетического), в одних случаях очерчивая общий контур ситуации, в других — сосредоточивая внимание на том или ином произведении или группе произведе­ний, постоянно стремясь выявить наиболее важные в нашем ас­пекте грани борьбы контркультуры и «нового» консерватизма в конфронтации соответствующих общественных и художествен­ных явлений.

Добавить комментарий