Произведения петербургского периода

Произведения петербургского периода жизни и творчества Коста представляют не малый интерес и по художественной структуре. Они реалистичны не только по своей проблематике, но и по приемам письма, по стилю и по содержанию выведенных человеческих характеров. Здесь мы имеем дело с серьезной выучкой у классиков русского реализма. Это не трудно проследить даже по приведенным из поэмы «Чердак» отрывкам. Нельзя, например, не заметить, что в характеристике Григория («Их цель — быть крысой канцелярской, повелевать и быть рабом») поэт явно ориентируется на некрасовскую характеристику вельможи «Размышлений у парадного подъезда». В оценке же Петербурга, как символа могущества самодержавия, поэт как бы полемизирует с Пушкиным. Владимир (Борис) ночью, вернувшись с «кружковой беседы», бросил невольный взгляд «их дивный, дорогой наряд столицы спящей» и произнес: Подобно тому, как Некрасов обращается в поэме «Несчастные» к Петербургу: О город, город роковой! С певцом твоих громад красивых. Твоей ограды вековой, Твоих солдат, коней ретивых коши аристократической верхушки, Коста пытается подойти к оценке столицы, «не споря с певцом», но с иных позиций. Продолжая описание лунной ночи и спящей столицы («спесивого города»),Коста напоминает и о том, что царская столица тюрьма лучших людей города: В священном безмолвье стояла столица При чудной игре сотни тысяч огней. И только аккорды тюремного шпица Порой пролетали тоскливо над ней. Печальные звуки. Они ежечасно Глубокие раны ее растравляли.

Добавить комментарий