Современники Нафи Джусойты

Несколько неудачно поступает Ардасенов, когда современников Коста отделяет от него некоей временной дистанцией, вынося обозрение их творчества в самостоятельную главу под таким названием: KIX века до 1905 года. Современники Нафи Джусойты Совершенно естественно для удобства анализа выносить творчество современников Коста в отдельную главу, но неправомерно отделять их во времени и ставить вслед за ‘ним, ибо творчество Коста было самым большим достижением литературного движения и естественно завершает этот период. И еще одно замечание. Ардасенов к главе о современниках Коста дает еще и такой подзаголовок — «Становление критического реализма в осетинской литературе», а к следующей главе: «Окончательное утверждение критического реализма». Во-первых, все эти утверждения никак не мотивированы ни теоретически, ни фактами истории литературы. Во- вторых, мы считаем, что периодизацию истории литературы нельзя связывать с творческим методом. В самом деле, Коста— реалист, а его современник Кубалов — романтик. Писать им пришлось в одно время вопреки нашему желанию, а мы должны разъединить их по существу их методов. Видимо логику конкретного движения литературы можно уловить лишь по сдвигам в его содержании, настроениях, темах, проблемах, идеях и образах. Именно эти показатели дают неповторимое своеобразие каждому этапу в истории литературы. Именно они объединяют в общий процесс разноречивые, порой противоборствующие явления литературного движения. Метод не может меняться с каждым конкретным периодом в литературе.

Добавить комментарий