Протестантская эти­ка

Согласно этой интерпретации, в основе «» лежит концепция буржуазного индивидуализма, понимае­мая как ничем и никем не сдерживаемое проявление личной инициативы, как свободное развертывание активности субъек­та— будь то в области экономической конкуренции, политики или культуры. В экономике его продуктом стал буржуа-предприниматель, в культуре — независимый художник-авангар­дист, чуждый всем социальным условностям. Эти социальные персонажи являются для Белла символиче­скими фигурами; их единство иллюстрирует общее для буржуа­зии влечение к «новому», а их противоположность указывает на глубокие внутренние коллизии буржуазного миропорядка. Дело в том, что, согласно Беллу, радикальное стремление к «новизне» для буржуазии целиком сконцентрировалось в области эконо­мики, напротив же, в области морали и культуры буржуазия осталась консервативной, поскольку мобилизация сил во время первоначального накопления капитала и в период раннекапи­талистического производства вынуждала к самоограничению и воздержанию в соответствии с нормативами «протестантской этики». В этом Белл видит очевидную парадоксальность ситуа­ции: буржуазная культура, выросшая из того же индивидуали­стического импульса, выработала в себе с течением времени «ненависть» к буржуазным ценностям. Как бы в противовес обрисованной им кризисной ситуации Белл стремится пояснить свою собственную позицию, которую он в полном соответствии с назидательным морализмом консер­вативного мышления и выдвигает в качестве некой идеальной этической и эстетической нормы.

Добавить комментарий