Разрушение эстетики

В статье «Разрушение эстетики», написанной под впечатлением прочтения второго издания диссертации Чернышевского, Писарев также обращает внимание на то, что определение прекрасного, даваемое Чернышевским, «до такой степени широко, что в нем совершенно тонет и исчезает то, что называется красотою в обыкновенном разговорном языке». Вслед за этим Писарев делает вывод, что автор такого определения должен совершенно равнодушно относиться к красоте, как ее всегда понимала эстетика. Вместо эстетических мудрствований о красоте в диссертации предлагается считать прекрасным все то, что привлекает нормального человека, не испорченного эстетическими понятиями о совершенстве. Можно сказать, что Писарев акцентировал тот момент в учении Чернышевского, который в современной терминологии именуется перенесением проблем эстетики из философской теории в мир повседневности. Но и на этом он не останавливается. Из утверждения, что каждый человек выбирает в окружающем мире то, что ему наиболее симпатично, большего всего нравится, следует, что никаких правил и законов, которые стремилась установить старая эстетика, быть не может. Более того, так как каждый понимает, что такие качества человека, как энергия, твердость характера, ум, т. е. душевные качества, отражающиеся на лице, гораздо важнее греческого носа или идеального профиля, то эстетика в человеческих отношениях вообще «остается ни при чем». Или, другими словами, она «исчезает в физиологии и гигиене».

Добавить комментарий