Способность субъекта

Чтобы обосновать, что собственным предметом эстетики является чувство как особая трансцендентальная способность субъекта, Коген должен был не только раскрыть отличие кантовского понимания чувства в эстетическом суждении от его трактовок в эмпирической и рационалистической эстетике, но и обосновать собственную точку зрения в полемике с интерпретациями чувства, существовавшими в немецкой эстетике XIX века.

В первую очередь необходимо было уяснить отношение эстетического чувства к удовольствию. Ведь и Кант не отрицал присутствие психофизиологического удовольствия в эстетическом созерцании, рассматривая его в качестве предпосылки «общей способности души» для априорного эстетического чувства. И именно в удовольствии видели специфически эстетический признак все психологически ориентированные исследователи от Гербарта и Фехнера до Липпса и Грооса. Признавая связь эстетического чувства с удовольствием, Коген тем не менее дает детальную критику его редукции к удовольствию.

Философия должна различать сознание содержательную форму активности субъекта, в которой предстает окружающий предметный мир, и сознательность, которая еще не имеет никакого содержания, а обозначает только факт наличия сознания. Специфика же деятельности сознания «гистота» требует произведения содержания. «И эстетическое чувство есть произведение эстетического содержания. Поэтому удовольствие и неудовольствие не могут быть приравнены к гистому гувству» как бессодержательное к содержательному.

Добавить комментарий