Развитие литературы

Развитие литературы, книгоиздательство Сека связывал с национальной будущностью своего народа, поэтому призывы к самоотверженному литературному, просветительскому труду никогда не умолкали в его поэзии. Если в своей первой книге он прибегал еще к иносказанию, сравнивая книгу с путником, с добрым конем всадника, с мотыльком, вестником весны и т. д., то во второй книге он прямо завещает потомкам: хранить «одинокого» осетинскую книгу, совершенствовать ее, чтобы воздвигнуть памятник на могиле предков. Так прямо и сказано в стихотворении «Завещание»: «Потомкам я завещаю бедную осетинскую книгу».

Придавая столь большое значение общественной и национальной миссии литературы, Сека, естественно, думал и о долге писателя перед народом. Этому вопросу частично посвящено стихотворение «Набат». Образ Коста Хетагурова служил для Сека идеалом поэта. Но к этой теме он возвращается и в стихотворении «Фандырист».

Миссию поэта Сека видит в реалистическом рассказе людям об их подлинной жизни («Куыд арвитынц са растаджы»), и о том, что им мешает жить хорошо («Ие сын са цард цы хъыг дары»). И еще: он должен научить страдающий народ действовать, указать ему цель.

Может быть, именно потому, что Сека сам не знал, как действовать, что делать, он с такой страстью отстаивает именно эту сторону миссии поэта:

«Наши мольбы остаются без ответа, Наши слезы рекою льются, Так, скажи же, как лучше поступить, Ведь сердце уже стынет в нашей груди! » При этом Сека зовет поэта к мужеству: «Не пугайся, коль ты нартский муж, ведь над душою нет господина! » И всетаки ответа на вопрос о том, как «лучше поступить», не было. Писатель вновь и вновь оказывался бессильным очевидцем страданий народа. Изпод его пера выходили слова, полные горечи и отчаяния.

Добавить комментарий