Реалистическое искусство

Между тем эти условности порой ставят в укор писателю как антиреалистические и обличающие религиозность писателя (не забывают, конечно, тот факт, что он был псаломщиком). Не •стоит, конечно, доказывать ту азбучную истину, что искусство никогда не существовало и не существует без условностей. Самое доподлинно реалистическое искусство тоже знает свои условности и никогда не обходится без них. Что же касается религиозности писателя, то никаких фактов, подтверждающих это положение нет. И, наоборот, многое в творчестве писателя говорит об обратном: он смело обличал духовенство; глубоко был убежден, что судьбы людей решаются ими самими, а не божьей волей. А это самое главное. Он всегда апеллировал к ^правде человеческой, но никогда к божеской правде. Он глубоко верил в гуманность, правдивость, разумность человека от природы, но никогда не верил божеской справедливости. Правда, он, как и многие деятели искусства прошлого, в том числе и Коста Хетагуров, пытался использовать отдельные сюжеты, связанные с духовной литературой, а образ Христа истолковывал как образ ревнителя свободы, страдальца за людей, но это не говорит о его религиозности. Истина в этом вопросе заключается в том, что писатель, выступавший как убежденный антиклерикал, все же не был атеистом. Его «безбожие» носит непоследовательный, не до конца осознанный, характер.

Добавить комментарий