Сферы политики и культуры

Сравнивая, Н. Подгорец гово­рил: «На политической арене у нас в стране есть средства, бла­годаря которым плюралистические споры находят разрешение. Вся система существует для того, чтобы добиться договоренно­стей и компромиссов, позволяющих существовать всем диску­тирующим сторонам. В области культуры сейчас тоже возникает нечто вроде плюралистической установки, утверждающей, что все художественные опыты равны и в равной мере превосходны, но нет механизма для примирения соперничающих требова­ний» . Эта идеологическая позиция свидетельствует, в частно­сти, о том, что иллюзия политического «консенсуса» наиболее наглядно разоблачается именно духовным кризисом капитализ­ма, отсутствием у его идеологов позитивной системы ценностей. В свою очередь в рядах тех противников капитализма, которые ограничиваются сферой художественных экспериментов, не хва­тает идейной последовательности и единства, а декларируемый категорический отказ от сотрудничества с «системой» оборачи­вается либо ассимиляцией этой «системой» в пределах плюра­листической манипуляции массовым сознанием при помощи прессы, радио, кино, телевидения, либо полной изоляцией от общества, в том числе и от его прогрессивных демократических сил.

Следовательно, социальная роль искусства, его отдельных ви­дов и произведений, реализуется в конечном итоге благодаря общественному резонансу, в свою очередь определяемому много­канальной системой связей с идеологией и культурой. Сущест­венные признаки той или иной установки мы при этом можем обнаружить в каждом из искусств, хотя формы их проявления будут зависеть от материала творчества и способов распростра­нения произведений.

Добавить комментарий