Религиозные установки

А вот американский протестантский теолог Харвей Кокс предпринимает попытку объединить с ренессансными традициями и контркультурой на почве глобаль­ного карнавала (вспомним Рабле в трактовке Бахтина), откуда и формулировка «радикальной теологии» и «подпольной церк­ви», прямо ассоциирующейся с «подпольными» формами твор­чества. По мнению автора, только смесь святого и революцио­нера может «спасти мир от самого себя». В современной буржуазной философско-эстетической мысли прочно укоренилось представление об укреплении связей между искусством и религией. Прогнозируя будущее искусства, амери­канский эстетик Гарольд Тейлор весьма точно резюмировал смысл этих концепций: «Слово «религия» довольно часто приме­нялось в последнее время для описания этой сферы, которую в современном мире занимают художники. Действительно верно, что в странах Запада была создана область ощущения и вос­приятия, где искусство и художник занимают место, ранее быв­шее владением религиозного чувства и людей, его выражавших. Другой вопрос, религия это или нет. Сам факт существования такой области, обладающей многими атрибутами религиозного чувства, достаточен для того, чтобы указать на решающую роль искусства в современной духовной жизни. Современное тяго­тение западной церкви к секуляризации, социальному действию и искусствам в будущем будет нарастать, пока искусства и ху­дожники не займут центральное место в выражении всех рели­гиозных чувств и верований. Произведение искусства указывает на нечто неизвестное и в конечном итоге непознаваемое» Международном эстетическом конгрессе, состоявшемся в 1964 году в Амстердаме, Леопольд Флам выступил с докладом «Ис­кусство — религия современного человека», получившим широ­кую известность. Идея «искусства-религии» была органически присуща эстетической концепции видного французского писа­теля и деятеля культуры Андре Мальро.

Добавить комментарий