Религия и искусство

Мифология, религия и искусство. Ориентация на идеал универсума, органической целостности природы, человека, истории привела романтиков к идее необходимости создания новой мифологии: «В нашей поэзии отсутствует средоточие поэтического искусства, которое было у древних мифология. но мы близки к тому, чтобы ее создать. Новая мифология должна быть выделена из внутренних глубин духа, а не из живого чувственного мира, как у древних». По сути, Ф. Шлегель говорит здесь о том, что мифология должна быть сотворена духовными усилиями, что как будто бы противоречит ее природе. Но само существо романтического мировоззрения предполагало эстетическихудожественное одушевлениеодухотворение мира, принятие его в себя во всей его полноте и образную реализацию этой интеграции в поэтическом, в искусстве. Ф. Шлегель, Новалис, Л. Тик, Ф. Шеллинг, К. Зольгер неоднократно подчеркивали, что всякое поэтическое произведение говорит языком символов и само есть символ, а символ не есть только образ или знак идеи, но действительная жизнь самой идеи. Среди романтиков (Гельдерлин, Ф. Шлегель, Новалис, Л. Тик) была популярна идея создания «мировой поэмы» как бесконечного стихотворения, в котором скрываются зародыши всех стихотворений. Роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген» был задуман как мифологический роман, циклы стихов Ф. Шлегеля, JI. Тика (например его «Сказки природы») являлись как бы частями такой мировой поэмы. Эти произведения были проникнуты мифологическими грезамисимволами, в которых сплетались личные переживания и пантеистические образы: Природа являлась в образе загадочной богини, скрывающейся под покрывалом, в тайне любви, стирающей границы между Я и не Я; любовное мыслилось как божественное; историческое прошлое представало в образах магической действительности; каждый человек оказывался частью бесконечной полноты божественной жизни т. е. все реальное и все идеальное сходилось в одном образе, в пределах художественного произведения, создавая эстетический миф.

Добавить комментарий