Репрессивный характер культуры

С одной стороны, можно предположить, что с следует примириться как с неизбежным злом, чтобы не быть ввергнутыми в царство разнузданных животных вожделений. Но, с другой стороны, также можно предположить, что требуется не лечение индивидуальных нев­розов, а уничтожение общих причин, ведущих к ним, то есть репрессивной организации инстинктов цивилизацией. Уже сам Фрейд до известной степени сознавал двусмыслен­ность противопоставления в рамках психоаналитической теории методов психотерапии и общей концепции культуры. «Если раз­витие культуры имеет столь далеко идущее сходство с разви­тием отдельного человека и применяет те же средства, не впра­ве ли мы поставить следующий диагноз, что многие культуры, или культурные эпохи,— возможно, и все человечество, стали под влиянием культурных устремлений «невротическими»?»  — задавался вопросом Фрейд. Однако тема «невротической» куль­туры не получила у него дальнейшей разработки и в целом осталась на уровне высказанного сомнения.

Для большинства неофрейдистов представление о неврозе как раз и ассоциируется с индивидуальным психическим рас­стройством, символическое изживание которого достигается в искусстве, художественном творчестве. «Если термин «невроз» будет ошибочно применяться для характеристики социальной структуры,— предупреждает И. Карузо,— результатом могут быть не только туманные аналогии, но и подчинение адекват­ного социального действия гигиеническим коррективам». Что же касается проблемы «невротической» культуры в ее проти­вопоставлении индивидуальной психопатологии, то ее детальной разработкой занялся по преимуществу так называемый «левый» фрейдизм

Добавить комментарий