Специфическая методологическая опе­рация

Уже отсюда видна та, которую позднее Маркузе будет неоднократно совершать: вначале идеолог левых радикалов искусственно сужает значе­ние той или иной эстетической категории и придает ей субъективно-идеалистический смысл, чтобы позднее, указав на оче­видную неадекватность такой ее трактовки, столь же искус­ственно расширить ее значение вплоть до объективно-идеали — стических масштабов метафизического принципа становления бытия. В то же время, на словах протестуя против узкоакаде­мического истолкования категорий эстетики, Маркузе на деле ограничивает все свои рассуждения феноменологическо-де — скриптивным, художественно-описательным методом, исключа­ющим действенный анализ современного художественного про­цесса. Прометей — это символ продуктивности, господства над при­родными силами, это человек разума, навыка и умения, экстра­вертная личность, «герой» западноевропейской цивилизации. Орфей — во всем антагонист Прометею. Это певец любви и кра­соты, интравертная личность, эмоциональная душа. Орфей сим­волизирует «эстетизм как жизненный принцип» — мир, красо­ту, свободу наслаждения, остановку времени, тишину, молчание, ночь, рай, нирвану. «Орфей… не стал героем западной культу­ры— его образ символизирует игру и удовлетворение, он поет, а не приказывает, его жест великодушен, его деяние — мир, а не ратный труд, он существует вне времени, сближая человека с богом и природой» . Прометей символизирует собой деятель­ный разум, принуждение и тяжкий труд. Орфей — чувственно­эстетическое единение с природой, любование ею, аффективное и эмоциональное существование. По сравнению с Прометеем образ Орфея нереален, фантастичен и чужд западной культуре.

Добавить комментарий