Реставрация императорской власти

Учение школы Мито не отличалось особой религиозностью (в отличик от Кокугакуха), оно ставило акценты на политические моменты и послужило оформлению программы реставрации.

Реставрация императорской власти была вполне логическим завершением борьбы националистических сил страны с уже изжившим себя тоталитарным феодальным режимом сёгуиата, против угрозы потери национальной независимости. Эта борьба, целью которой было поднять Японию до уровня западных держав, шла под лозунгом «богатая страна — сильная армия». Император был своеобразным знаменем возрождаемого национального самосознания, символом национального единства.

Духовная жизнь, как наиболее консервативный компонент традиционной культуры, подвергалась гораздо меньшим изменениям. Вопервых, потому, что правящие круги в известной мере целенаправленно стремились законсервировать традиционные духовные ценности, как противовес чрезмерному проникновению западных влияний. Вовторых, потому, что японское общество не оченьто стремилось к полноценному восприятию этого влияния. Поэтому в европеизации доминировала материальная сторона. Однако успешное освоение достижений западной науки и техники было невозможно без усвоения в определенной степени и духовных ценностей западного общества. С этой целью было необходимо прежде всего провести крупномасштабную реорганизацию системы образования, приоритетом в котором были этические нормы, «учение об императорском пути», «китайские науки», что не соответствовало требованиям времени. В 1870 г. было создано министерство просвещения, а в 1872 г. принят Закон об образовании, предоставивший равные возможности его получения представителям всех сословий, мужчинам и женщинам, т. е. оно уже не было жестко увязано с определенным социальным слоем, как это было прежде, когда самураи, ремесленники и крестьяне учились каждые в своих школах.

Добавить комментарий