Уподобление искусства — жизни и жизни — искусству

Естест­венно привело к акцентировке роли промежуточных явлений, как правило, выводимых за пределы эстетического творчества. Особенно яркий пример тому дают песня и танец, открывающие перед всеми участниками художественного события возможно­сти самореализации и самовыражения. Но сама по себе социальная функция этих форм творчества не постоянна. Еще Д. Локк, полагая, что формирование «идеаль­ного человека» не нуждается в искусстве, делал исключение лишь для танцев, которые «сообщают детям пристойную уве­ренность и умение держаться и, таким образом, подготовляют к обществу старших» . Как бы изумился английский просветитель, окажись он сви­детелем экстатического танца, категорически отграничивающе­го «детей» от «заторможенных отцов». Вспомним слова рока «Якти-Як»—монолог родителя, написанный Джерри Лейбером и Майком Столлером для Элвиса Пресли еще в 1958 году:

Ответом на припев и был танец, действием опровергавший прописные истины, ритм, противостоящий значению слов,— вы­зов «тинэйджеров» упорядоченному домашнему мирку. Демо­кратизм песни и танца, общедоступность творчества и сотвор­чества получали существенную поддержку в ориентации на до­статочно всеобщие психологические процессы. Песни Э. Пресли, конечно, нельзя считать программой социального действия, как и сочинения «фолкников», Боба Дилана или Джоан Баэз. Одна­ко уже здесь было ухвачено то, что получит дальнейшее разви­тие в «бурные 60-е»,— инстинктивный протест молодежи против буржуазного образа жизни. Но было ли это фактом искусства? С точки зрения тради­ционных эстетических представлений, по-видимому, нет. Так, Сельма Жанна Коэн утверждала: «Не все типы танцев в равной степени касаются эстетики. Ритуал, обращенный к богам, или танцы в обществе, доставляющие удовольствие участникам, в порядке исключения могут также быть источником эстетиче­ского наслаждения. Но это не их цель и не доказательство их успеха. Танец во имя дождя удачен тогда, когда начинается дождь. Бальный танец хорош, когда танцующие хорошо развле­каются. Только балет создан для обогащения эстетического опы­та зрителя»

Добавить комментарий