Сцены убий

Сцена убийства стражника Бибо стариком Дауита также предваряется фразойпословицей: «Чего только не делает сильный, чего только не претерпевает бедный». Смысл второй части фразы опять опровергается, но при этом автор ссылается на характер старика: «Дауита был из рода Тогоевых, которые не прощали обид».

Решение Ахмата обратиться к властям и взяткой вызволить старика из тюрьмы опять следует за тем двустишьем, которое мы приводили выше.

Характерны для стиля Сека и фразы, которыми заключены некоторые сцены. Сцены убийства стражника замыкается энергичным резюме: «Скажем короче: Бибо, надеясь на власти, стал заносчив. Ударил старика плетью, и кровь потекла по лицу его. А Дауита был из рода Тогоевых, не прощавших обид, выхватил нож и всадил его по рукоять в пухлый живот Бибо». Заключение сцены в доме Пирана также предваряется фразой: «А что долго рассказывать: случилось так». Наконец, последняя встреча Ахмата с Пираном отмечена выразительной авторской оценкой: «Разве вырвешь из волчьей пасти кусок мяса!. » Не менее важной чертой рассказов Сека являются характерные зачины и заключения. Мы говорили о присутствии в рассказах Сека публицистической целеустановки наряду с основной идейной задачей. Эта публицистическая тема раскрывается писателем преимущественно в зачинах и заключениях.

Вот начало «Айссы». «Во времена присоединения Грузии к России народ разделился на две части: одни не хотели пустить русских в Грузию, другие стояли за русских. Прошло несколько лет. Народ успокоился. Русские во всех ущельях назначили приставов, отдельные лица стали распоряжаться судьбой людей, на родное собрание распалось». Этот зачин почемуто опущен редакторами в ряде изданий сочинений писателя, а между тем без таких начал всех рассказов нельзя понять отношение писателя к событиям недавнего исторического прошлого, т. е. его концепцию истории. Эти начала тесно связаны с основными идеями произведений Сека.

Добавить комментарий