Шестая часть

Из этого следует, что главная функция художественной литературы, как и науки — исследование и познание жизни. Воспитательная роль очень важная, но она вторична, поскольку по отношению к науке и художественной литературе это вторичный процесс, процесс познания познания, а он сопровождается процессом воспитания. С помощью алгебры – мало, а с помощью литературы – гораздо больше. (О природе и функциях художественной литературы можно также прочитать на моем сайте в материалах «Информационная природа и теория литературы», «Некоторые мысли о художественной литературе», «Метареализм. Почему?», «В контексте времени и культуры» и др.).

Художественной литературе, искусству в целом, принадлежит уникальная, ничем и никем не заменимая

Из этого следует, что главная функция художественной литературы, как и науки — исследование и познание жизни. Воспитательная роль очень важная, но она вторична, поскольку по отношению к науке и художественной литературе это вторичный процесс, процесс познания познания, а он сопровождается процессом воспитания. С помощью алгебры – мало, а с помощью литературы – гораздо больше. (О природе и функциях художественной литературы можно также прочитать на моем сайте в материалах «Информационная природа и теория литературы», «Некоторые мысли о художественной литературе», «Метареализм. Почему?», «В контексте времени и культуры» и др.).

Художественной литературе, искусству в целом, принадлежит уникальная, ничем и никем не заменимая функция образного, интеллектуального, духовного и эмоционального познания мира, формирования на этой базе гармонично развитой личности. В этом литературе и искусству партнером является религия, но это две стороны одного и того же духовного дела – светская и религиозная.

Поэтому пренебрежение этими уникальными функциями, подаренные человечеству самим Создателем, чрезвычайно опасно для интеллектуального и духовного здоровья каждого человека, общества и государства в целом. Судя по всему, предстоит немало побороться за то, чтобы художественная литература и искусство играли ту роль, которую они выполняли на протяжении последних столетий, способствуя росту величия России. Для этого, как минимум, надо добиться, чтобы, наконец, культура была поддержана хотя бы в виде так называемого национального проекта.

Свое сообщение хочу закончить словами Вильгельма фон Гумбольта, министра иностранных дел Пруссии, родного брата знаменитого ученого Александра фон Гумбольта. Наблюдая в 1813 году сражение под Лейпцигом, он читал трагедию Эсхила «Агамемнон», и когда наступил перелом, стало ясно, что наполеоновская армия потерпела решающее поражение от союзников, воскликнул: «Государства погибают, а хороший стих остается!» Хотелось бы, чтобы в России об этом всегда помнили, прежде всего, власть имущие.

Добавить комментарий