Шоша

Шоша — это, конечно, имя знаменитого Сосе Бигати, песня о котором была любимой песней Коста Хетагурова, очень популярной в народе по сию пору. Такова и песня о «Чермене Тлатове, прославленном народном герое-кавдасар де, рабе, восставшем против феодалов Тагаурского общества. И Пфафф недоумевает: «..кавдасард Чермин, убивший нескольких своих братьев и родственников, не только не признан преступником, но попал в народные герои». И этот противоестественный в его глазах факт он объясняет тем, что «осетинское уголовное право смотрит на подобные убийства… кроткими глазами»50. Ошибочность трактовки Пфаффа очевидна, но для нас важны самые сведения, свидетельствующие о том, что народно-героические песни складывались предже всего о борцах против феодальных притеснений и зависимости. В этом плане примечательно и другое замечание Пфаффа: «В селении Коринта (в Южной Осетии — Н. Дж.), как рассказывают жители, 25 лет тому назад, случилось восстание крестьян, о котором сложилась замечательная народная песня». Трудно ныне установить, о каком восстании идет речь. Первое двадцатилетие XIX века в Южной Осетин прошло в непрерывных крестьянских восстаниях, в которые были вовлечены и жители села Коринта. Но ясно одно: в этой «замечательной песне» отразились события и настроения антифеодальной и антиколониальной борьбы крестьян. Пфафф засвидетельствовал также любовь осетин не только к эпосу и героическим песням, но и к «веселым» — бытовым, застольным и сатирическим песням. Он охотно расписывает свое участие в осетинских пиршествах.

Добавить комментарий