Вписанные по окружности фигур понятия

Вписанные по окружности фигур понятия представляют всего лишь оглавление каждой главы, текст которой разбит на небольшие разделы в соответствии с тем порядком, по которому понятия расположены в фигуре.

В «Великой науке» Белобоцкого наряду с алфавитной таблицей или «решеткой» и схемами «древа Порфириева» (взятого из «Диалектики» Дамаскина) и

Вписанные по окружности фигур понятия представляют всего лишь оглавление каждой главы, текст которой разбит на небольшие разделы в соответствии с тем порядком, по которому понятия расположены в фигуре.

В «Великой науке» Белобоцкого наряду с алфавитной таблицей или «решеткой» и схемами «древа Порфириева» (взятого из «Диалектики» Дамаскина) и «древа Майориканского» (явлющего собой упрощенный вариант «древа философского» из работы Афанасия Кирхера «Ars magna sciendi in XII libros digesta») представлены следующие круговые фигуры: 1) фигура «А», 2) фигура «А», в которую вписан треугольник «естество, единство, совершенство», 3) фигура треугольников, 4) фигура вопросов, 5) фигура «о случаях», 6) фигура «о добродетелях», 7) фигура «о прегрешениях», 8) фигура с 21 вопросом, 9) фигура с 24 вопросами. 2, 4-9 фигуры взяты Белобоцким из работ толкователей Луллия, сопровождающих его «Ars magna», все из того же издания Зетзнера. 8-я и 9-я фигуры и связанные с ними блоки текста привнесены в «Великую науку» из «Риторики». Расположенные по окружности вопросы и по радиусам краткие ответы служат своеобразным каркасом, своего рода расширенным оглавлением для идущего за ним текста, построенного на основе этих фигур.

Хотя сам Луллий заявляет о том, что с помощью его фигур можно получать выводы и проводить доказательства, однако в действительности с помощью фигур возможно совершать единственную операцию, операцию перебора вариантов сочетаний понятий и букв. Наборы букв и понятий, получающиеся при вращении кругов, не дают готовых умозаключений и выводов. Для ответов на вопросы или для нахождения терминов умозаключения требуется дополнительная информация, заключающаяся в определениях, в определенных алгоритмах действий, в специфически понимаемой Луллием логики и доказательства, в стратегической его цели и общем средневековом миросозерцании. Ни о каком логическом выводе (в современном его понимании) с помощью луллиевых фигур говорить не приходиться. Это в еще большей степени относится к «Великой науке» Белобоцкого, поскольку в его произведении практически отсутствует даже специфически луллиевская «логика» и связанные с ней доказательства по аналогии, на основе принципа эквивалентности божественных атрибутов, апогагическое доказательство. В русской версии в основном представлено перечисление и описание.

В литературе отмечалось, что кроме введения и 6-й части «Великой науки» все остальные разделы «в какой-то мере соответствуют» аналогичным частям «Ars magna» [13;14, С.338-339].

Добавить комментарий