Сказитель горького

Сказитель горького оплакивает судьбу этого несчастного одинокого: Ты-то, ты, безродный бродяга Хамырза! У кого нет ни родичей, ни близких людей. Ты причислил себя к роду Мулдаровых!.. Но они знать не знали тебя, жизнь твою не любили, И все же за них ты сложил свою голову!.. У села свернул ты вслед за гордецами Мулдаровых, И сгубил свою бедную одинокую голову, — Даже мертвый лежишь ты в стороне от Мулдаровых! Таким образом, проблематика поэмы фхаердты Хаесанае» одинокого Хамырзы. Живого не признавали, презирали и мертвого отделили! Покровительство сильных родов надежно, — говорит Коста Хетагуров. Но унизительно и неприемлемо, — считает сказитель, иллюстрируя свою мысль трагедией Хамырзы. Таким образом, проблематика поэмы «Л:фхаердты Хаесанае» могла возникнуть скорее всего в Осетии периода XIII—XIV веков, т. е. в трагической ситуации, созданной истребительными монголо-татарскими нашествиями. Именно тогда могла возникнуть проблема одиночества истребленных родов и образ одинокого во всей его трагической безысходности. И именно потому так страстно обличает сказитель несправедливость сильных родов и взывает к укреплению родовых связей,, ибо они «только и могли теперь обеспечить общественный порядок», явиться единственной защитой одинокого человека. Сказание об одиноком роде Афхардовых не могло быть создано, конечно, во второй половине XIX века. Оно дошло до нас в поэтическом изложении или передаче слепого певца Бибо Зугутова. Но оно не есть его индивидуальное создание. Сказанное и образ одинокого пришли к нему из глуби веков, но возможно, что талантливым поэтическим изложением давнего сюжета и пересозданием образа одинокого мы обят заны ему, а Кубалову — записью, в какой-то меде обработка кой и сохранением варианта Бибо.

Добавить комментарий