Ты не чеченец,

Ты не чеченец, ты старуха, Ты раб, ты трус, ты армянин. Наиб свою власть обосновывает не только на грубой. Его права прочно покоятся на святых законах Магомета, на адатах родины. Подобно Гасубу, Наиб посылает своего последнего сына против гяуров и остается один, «разбита вся его опора». Но он Наиб, это его долг! Наиб усвоил не только святость законов Магомета, но и феодально-мусульманское красноречие. В этом он резко отличается от Гасуба. Речь Наиба цветиста, вкрадчиво-льстива, риторична. Добиваясь от дочери согласия выйти замуж, он особенно красноречив. Он хочет вызвать к себе участие, жалость, поэтому ссылается, во-первых, на свою старость, во-вторых, на одиночество, после гибели Джамбулата. Наиб призывает себе на помощь авторитет адатов и святость законов Магомета, подтверждая ими правильность своего предложения. Наконец, Наиб делает вид, что, собственно, он не только не проявляет своеволия отца и не оскорбляет человеческого достоинства дочери, но, напротив, делает все для того, чтобы облегчить ее участь: «Мои слова — не брань угрозы А скорбь о возрасте твоем «Клянусь вот этой сединою, Клянусь величием творца, Что я живу теперь одною Мечтой о счастии твоем. В поэмах Коста речевая характеристика персонажей всегда играет большую роль. И в этом нельзя не видеть известной «драматичности» его поэтических произведений, легко поддающихся инсценировке. Причем, рисуя образы представителей знати, Коста придает их речи подчеркнуто пышную, цветистую форму.

Добавить комментарий