Смысл символизма

Подругому понимали смысл символизма представители его второй волны, так называемые «младосимволисты», заявившие о себе уже в начале XX века. В созданной ими эстетической теории перед искусством ставились широчайшие задачи духовного обновления человечества. В этом отношении они оказались гораздо ближе к идеям великого русского философа предыдущего столетия B. C. Соловьева, чем символисты первой волны, бывшие его современниками. Соловьева отталкивала узость их эстетических интересов, сосредоточенность на проблемах художественной формы в ущерб широким религиознофилософским, жизненным задачам искусства. Зато такие «младосимволисты», как Вяч. И. Иванов и Андрей Белый, стали его последователями, связав идеи символизма с учением Соловьева о теургии.

Мережковский подчеркивал, что символическое искусство не возникло вдруг в XIX столетии: культуры прошлых эпох, в том числе греческая, были проникнуты символическим вдохновением. Символы скрываются в реалистических деталях, ими могут быть даже характеры героев, главное условие рождения символов в естественности, они должны «невольно выливаться из глубины действительности. Если же автор искусственно их придумывает, чтобы выразить какуюнибудь идею, они превращаются в мертвые аллегории».

Символическую и аллегорическую поэзию символисты разделяли довольно четко. К. Бальмонт видел в аллегории служебную роль смысла: как аллегория смысл часто выполняет чуждые поэзии задачи, в том числе дидактические. Скрытый смысл символического произведения, напротив, не мешает и даже определяет законченность содержания, но содержание это всегда мистическое.

Добавить комментарий