Современная постановка вопроса в духе кантовского

Современная постановка вопроса в духе кантовского критицизма, которая начинает с вопроса о том, «что я могу знать?» прежде чем познать, чем же является реальное, – искусственна, потому что, прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо уже находиться во всем реальном, познавая его каким-либо способом. Но это не означает возвращения

Современная постановка вопроса в духе кантовского критицизма, которая начинает с вопроса о том, «что я могу знать?» прежде чем познать, чем же является реальное, – искусственна, потому что, прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо уже находиться во всем реальном, познавая его каким-либо способом. Но это не означает возвращения к наивному реализму, который идет от бытия к познанию, потому что реальное дается нам только в познании. Античные мыслители субстантивировали реальность, на основе которой пытались определить природу познания в объективистской перспективе. Современные мыслители субстантивируют субъективный момент, сознание, не принимая во внимание его относительный, производный или интенциональный характер, так что они строят теорию познания в идеалистическом ключе. Феноменология открыла горизонт или собственно философское поле, подвергнув критике редукционистские предрассудки психологизма и позитивизма и проясняя интенциональный характер сознания. Но она оставалась в значительной мере захваченной перспективой рационалистического понимания сознания.

В противовес этим односторонним точкам зрения необходимо утвердить познание как акутальность обоих моментов в едином акте умозрительного постижения (inteleccion).

«Умозрительное постижение (inteleccion) означает дать себе отчет, но дать себе отчет в том, что уже присутствует. В неразрывном единстве этих двух моментов и состоит умозрительное постижение. Греческая и средневековая философия хотят объяснить присутствие как воздействие вещи на способность умозрительно постигать. Современная философия приписывает умозрительное постижение осознанию. Итак, необходимо взять акт умозрительного постижения во внутреннем единстве обоих моментов, но только как ее (реальности –Л. Е.) моментов, а не как определений вещей или сознания. В умозрительном постижении передо мной «предстает» нечто, о чем я уже «отдал» себе отчет. Неразрывное единство этих двух моментов состоит, поэтому, в «нахождении». «Нахождение» – это «физический», а не просто интенциональный характер умозрительного постижения. Физическое – это старое и исконное слово для обозначения того, что является чем-то реальным, а не просто понятийным».

Столь же постоянным для истории философии было противоречие между чувством и рассудком. Разум с самого начала интерпретировался как высшая способность. Чувственное познание рассматривалось как низшая способность, направленная на все непосредственное. Это разногласие сменилось системами рационализма и эмпиризма, или компромиссными решениями, которые пытались уравновесить, гармонизировать обе способности.

Добавить комментарий