Стихотворение «На заре»

Стихотворение «На заре» полно тоскливых размышлений, но название его оправдано тем, что одну треть текста занимает описание заката («Заревом заката даль небес объята…» и т. д.). Лишь за развернутым пейзажным вступлением начинаются грустные размышления поэта: Только ты не знаешь неги и покоя, Грудь моя больная, полная тоской. Нетрудно заметить, что Надсон прибегает здесь к излюбленному композиционному приему Лермонтова, к контрасту между тоскливым настроением человека и умиротворенностью в природе. («Выхожу один я на дорогу» или «Я к вам пишу: случайно! Право…» и т. д.). Правда, у Надсона пейзаж разрастается и выделяется в. самостоятельную часть в общей композиции стихотворения. Но это не прибавляет ему конкретности, пейзаж остается, слишком общим, декоративным, условным, вырисовываются лишь контуры. «Даль небес», «речка голубая», «тучки», «ясная вышина», «звездочка-шалунья», «лес, облитый светом», «спящие нивы» — вот составные части пейзажа в приведенном стихотворении. Взгляд поэта схватывает общие чергьт пространства — от земли до неба, ность, предметность пейзажа. Созерцание природы издалека приводит к тому, что рисунок пейзажа расплывается, теряется многообразие красок, остаются лишь основные цвета. Словом, пейзаж становится условным, удаленным от реальности. В стихотворениях Коста также нередко встречаем пейзажные компоненты, играющие аналогичную роль. Пейзажные зарисовки выступают как бы прологом к основной мысли стихотворения («Над нами плыл месяц»), или же вытесняют ее на самый конец произведения, становясь как бы условием его свершения («Когда прозрачной пеленою…»).

Добавить комментарий