С.Тимашев. Рецензия в журнале «Молодая гвардия»

А. Ольшанский. Сто пя­тый километр. Рассказы и по­весть. М., «Современник», 1977.

Если бегло посмотреть кни­гу прозы А. Ольшанского «Сто пятый километр», то немало удивишься тому, насколько обычны и незатейливы ситуа­ции, на которых построены составившие ее произведения, сколь ординарны характеры героев и их судьбы. Не встре­тишь в рассказах хитроумной интриги, неожиданного сю­жетного хода, одним словом, того набора литературных средств, которые нередко ис­пользуются писателями с це­лью привлечения читатель­ского интереса.

А. Ольшанскому нет нужды гнаться за внешней занима­тельностью, ибо писатель уме­ет видеть в самом повседнев­ном то незаурядное и особен­ное, что составляет ценность каждого прожитого человеком дня, из чего складывается неповторимость

А. Ольшанский. Сто пя­тый километр. Рассказы и по­весть. М., «Современник», 1977.

Если бегло посмотреть кни­гу прозы А. Ольшанского «Сто пятый километр», то немало удивишься тому, насколько обычны и незатейливы ситуа­ции, на которых построены составившие ее произведения, сколь ординарны характеры героев и их судьбы. Не встре­тишь в рассказах хитроумной интриги, неожиданного сю­жетного хода, одним словом, того набора литературных средств, которые нередко ис­пользуются писателями с це­лью привлечения читатель­ского интереса.

А. Ольшанскому нет нужды гнаться за внешней занима­тельностью, ибо писатель уме­ет видеть в самом повседнев­ном то незаурядное и особен­ное, что составляет ценность каждого прожитого человеком дня, из чего складывается неповторимость каждого ха­рактера.

До мельчайших подробно­стей изображает автор мир, в котором живут его герои, и не ошибается в выборе этих подробностей — все они к месту. Как не увлечься, не поверить рассказу, несущему точное и убедительное изображение той жизни, в которой мы живем, поднимающему вопро­сы, которые рано или поздно встают перед каждым из нас.

Вот, например, рассказ «Сто пятый километр», давший на­звание сборнику. Герой его, машинист маневрового паро­воза Николай Карпович Сы­тин, отправляется в рейс на узловую станцию, «где манев­ровому будут промывать ко­тел. До узловой недалеко, не­многим больше ста километ­ров, но поездка туда для Ни­колая Карповича, его помощ­ника Степана Козлова и ко­чегара Васьки — все-таки со­бытие».

Ничего, кроме этого «собы­тия», в рассказе и не будет, но мы поймем, что для ма­шиниста, двадцать лет про­ведшего в рейсах, «эта поезд­ка всё равно что для других встреча с родными местами, прогулка в лес, любимое ме­сто на берегу реки, где мож­но собраться с мыслями, по­чувствовать себя человеком и посмотреть отсюда: что ты значишь в той будничной жизни». И так же, как он, мы будем ждать приближе­ния сто пятого километра, где когда-то стоял похожий на белый гриб домик путевого обходчика. Жизнь обитателей этого домика прошла на гла­зах Сытина, гонявшего мимо составы с донецким углем. И наконец, дав прощальный гудок «сто пятому», мы рас­станемся с бригадой манев­рового, унося мысль о том, как может быть зримо воплощена в труде и заботах, в общем-то скоротечная человеческая жизнь.

В большинстве рассказов автор как бы постоянно под­водит читателя к мысли о том, что для человека нет ничего важнее, чем оставленная о себе добрая память.

Герои рассказов А. Ольшан­ского светло смотрят па мир, не пасуют перед возникшими в их жизни неурядицами и в самых безвыходных ситуаци­ях находят в себе силы, что­бы продолжить жизнь по­-людски. В этом им помогают трудолюбие, человечность и преданность той земле, на ко­торой они родились и вы­росли.

Вернувшийся с войны Пар­мен Шишкин (рассказ «При­вет от Шишкина») начинает мирную жизнь с того, что строит основательную мастер­скую, в которой он будет заниматься своей столярной работой. Он «…ставил первый столб, выверял его на верти­кальность, засыпал яму и трамбовал землю не без тор­жественного настроения. Всё-таки от этого столба он начи­нал возводить не только вре­мянку под столярную мастер­скую, а выходило, брала исток его новая мирная жизнь».

Повествование А. Ольшан­ский ведет неспешно и об­стоятельно. Проза его, как уже говорилось, наполнена множеством подробностей и деталей, и в том, что звучат они естественно, сказывается точное знание автором жиз­ненного материала, его личный опыт и писательская на­блюдательность. Хорошо при этом, что предметность изо­бражения не заслоняет в рас­сказах главного — их духов­ного содержания, а как бы дополняет духовный мир рас­сказов, сливается с ним, убеж­дая читателя в реальности происходящего.

К просчетам писателя, свя­занным с поиском новых изо­бразительных средств, мне ка­жется, можно отнести расска­зы «Рекс», «Портос» и «Сказ­ка о бердянском бычке». В них автор отступил от свойствен­ной ему манеры непринуж­денного, не рассчитанного на эффекты сюжетного построе­ния, попробовал создать, нечто затейливое и прихотью этой, думается, разрушил неплохой в общем-то замысел расска­зов.

Автору не надо искать свое­образия творческой манеры в изощренности литературного приема. В его творчестве свое­образным является подку­пающая простота отношения героев к миру, в котором они живут. Это искренняя и суровая простота доверия к человеку, заключающая ясное понимание нравственных задач, стоящих перед ними.

Добавить комментарий