Своеобразное «рыцарское»

Своеобразное «рыцарское» отношение осетин к женщине вызвало у Штедера изумление. Правда, он справедливо замечает противоречие между уважением к женщине и ее судьбой в системе патриархальных адатов. С одной стороны, «считается отвратительным бить женщину. Тот считается в безопасности, кого взяла под свою защиту женщина. Когда они вмешиваются в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все, пристыженные, вкладывают сабли в ножны и расходятся до более благоприятных обстоятельств. Среди частых убийств редко случается, чтобы погибла женщина», но, с другой стороны, ее «продают и держат, как рабыню. Убежденный в возможности приобщения народа к государственности и цивилизации справедливым отношением и искренней заботой о его экономическом благоустройстве, Штедер подвергает критике мероприятия осетинской духовной комиссии и, как мы уже отмечали, кавказской военной администрации. обрабатывать землю, неопытными в ручном труде и ремеслах», поэтому «живут гостеприимством своего народа или являются посредниками при обменах между русскими и своей нацией, и иногда даже просто отвратительными разбойниками. Чрезвычайно необходимо было бы устроить в соседних местностях школы с их простым содержанием и чередованием земледельческих навыков и ремесел». Штедер не замечает, что этими воспитанниками Моздокской школы были представители осетинской знати, но тем более показательна его убийственная характеристика политики духовных «завоевателей». Исключительно важны для понимания природы конфликтов осетинской действительности той поры, явившихся позднее объектом художественного исследования, показания Штедера о напряженной борьбе между осетинскими феодалами и крестьянством.

Добавить комментарий