Традиции старины

Однако Канукову все это нужно было не только для установления объективной исторической истины. Им руководило страстное желание помочь разобраться родному народу в сложившихся обстоятельствах и найти верный выход. Поэтому в его концепцию пореформенного «настоящего горцев» естественно входит мысль о том, что поражение было исторически неизбежно, ибо на Кавказе шла неравная борьба не только двух вооруженных сил, но и широкое столкновение двух культур, новой цивилизации с патриархально-феодальной стариной, а Кануков был убежден, что «против могущественного напора цивилизации не устоят никакие традиции старины». Более того, Кануков приветствует завершение столь длительной войны и ссылается при этом на результаты мирного развития края: «И слава богу, что цивилизация забросила к нам луч свой; наконец, мы видим и железную дорогу: свист локомотива оглушает нас, мирных граждан, и напоминает нам ежедневно, что и мы присоединились к семье цивилизованной Европы». Итак, к прошлому нет возврата, поступательное движение истории необратимо, стало быть, об этом нечего и помышлять. Но коль скоро настало новое время, эпоха цивилизации, то неизбежно должны меняться не только экономическая основа жизни, уклад быта. Но и обычаи, идеалы, миропонимание горцев. Такая перемена по справедливому мнению Канукова — «неизменный, могущественный закон». И. Кануков убежденно доказывает, что этот коренной перелом в характере, психологии, идеалах горцев уже совершился, хотя со времени замирения Кавказа прошло всего одно десятилетие: «Обстоятельства жизни заставили относиться холоднее и расчетливее ко всем переменам прежнего порядка» и заставляют перенимать новое, ибо «условия прежней жизни, выработавшие в горце молоДецкие качества, искореняются постепенно, и идеалы прежних джигитов-абреков становятся достоянием преданий».

Добавить комментарий