Третий вид представляет собой вопрос

Третий вид представляет собой вопрос о том, что есть данная вещь в чем-то другом, отличном от себя. Например, интеллект в доброте есть добрый в великости – великий, в логике – логический, в грамматике – грамматический, в риторике – риторический и т.д.

Четвертый вид представляет собой вопрос о

Третий вид представляет собой вопрос о том, что есть данная вещь в чем-то другом, отличном от себя. Например, интеллект в доброте есть добрый в великости – великий, в логике – логический, в грамматике – грамматический, в риторике – риторический и т.д.

Четвертый вид представляет собой вопрос о том, что имеет вещь в другой вещи. Ответ для интеллекта будет такой: он в знании является пониманием, в вере – верованием.

Для понимания луллиевого способа рассуждения данные четыре вида вопроса «С» имеют исключительное значение. Именно на их основе выстраиваются определения в третьей части и во многих других частях. Это относится особенно к двум первым видам. Последние два дополняют картину. Они привносят то многообразие и различие, которые отсутствуют в первых. Всякая определяемая вещь существует в форме этих двух последних процессов и явлений и обладает присущими им характеристиками. Таким образом, собственное существование проявляется в бесчисленных проекциях – отражениях других вещей.

Вопрос третий, D, «из чего?» имеет три вида. Первый вид вопроса касается происхождения. При помощи второго вида задается вопрос: из чего составлена вещь. Луллий имеет в виду коррелятивы. Третий вид выявляет принадлежность и гласит: «Чья вещь?»

Четвертый вопрос Е, «Почему?» – имеет два вида «формальный» и «конечный».

Пятый вопрос, F, «сколько?». Он имеет два вида. Первый вид имеет отношение к непрерывному, второй – к дискретному количеству.

Шестое правило, G, «какова вида?», касается качества. Оно имеет так же два вида. Первый относится к первичному качеству. Второй вид формирует вопрос о присущем качестве.

Седьмой вопрос, Н, «когда?». Он подразделяется на 15 видов. Это число получается из сложения 4-х видов правила С, 3-х видов правила D и 8-ми видов правила К. Т.о. всем видам вопросов С, D, К придан временной оттенок, посредством которого возникает блок вопросов правила Н.

Восьмой вопрос, I, «где?». Он также подразделяется на 15 видов, составленных из вопросов С, Д, К.

Буквой К обозначено два правила: модальности (как?, каким образом?) и инструментальности «с чем?». Модальность имеет четыре вида: как есть вещь в себе?, как есть вещь в другом?, как вещь есть в своих частях и части в ней?, как вещь передает свое сходство во вне себя?

Второй вид правила К, c чем вещь есть? или с чем вещь действует?, то есть вид инструментальности подразделяется на аналогичные четыре подвида.

Таким образом, с помощью приведенных правил и их видов, интеллект, с точки зрения Луллия, разрешает любые вопросы, сводя их к выше перечисленным, отбрасывает неправильные, различает утвердительные и отрицательные стороны вопроса и в конечном счете избавляется от всех сомнений.

Добавить комментарий