В Кабарде

В Кабарде действительно существовал княжеский род Мулдаровых, но какое это имеет отношение к поэме? В ней нет и намека на кабардинцев, в ней враждуют два осетинских рода — Мулдаровы и Афхардовы. Афхардовы были истреблены, а фамилия Мулдаровых существует в Осетии до сих пор, хотя, конечно, в сказании названы не подлинные имена родов. Ясно, что такая «поверка историей» старинного сказания о родовых распрях несостоятельна. В поэме не только нет намека на кабардинскую и княжескую принадлежность Мулдаровых, в ней есть другое: Мулдаровы-осетины, угоняющие скот и табуны лошадей у кабардинцев и ингушей. Об одном из Мулдаровых, Кабутцаве, убитом Хасаной, так и сказано: «Вор рода Мулдаровых, который не давал расти табунам кабардинцев», «воровал буйволов, угонял скакунов ингушей». А вот сказитель обращается к убитому «кабардинскому феодалу» Кудайиату: «Е-е-ей|… Белоусый, беспечный Кудайнат! Ты усердно хаживал к чужим женам, А ныне собственная жена без призора осталась… Никто бы, конечно, не оплакал старческий труп твой, Но наш любимый Ир (Осетия) обычая держится строго, И упадет на тебя несколько слезинок…» Сказитель ясно говорит, что убитый Кудайнат осетин и будет оплакан, хоть и недостоин этого, по обычаю «любимого Ира». Будь он «кабардинским князем», «любимому Иру» не было бы нужды оплакивать его по осетинскому обычаю. Словом, весь текст поэмы каждым словом противится такому «социальному» толкованию. В ней конфликт мленность рода, а не экономическое состояние, не земля и не скот.

Добавить комментарий