Творческое сознание

В этой рукописи мы встречаемся и с другого рода произведениями, идейно-художественная проблематика которых интересовала писателя и в последующие годы. Это обработка фольклорных сюжетов («Даредзаны» и «Перед башней Дзылат») и критика вредных пережитков патриархальной старины («Поминки и калым»). Есть в ней и стихотворение («Повадки зверей»), свидетельствующее о том, что интерес к вопросам общественной жизни никогда не угасал в творческом сознании писателя. Вновь и вновь возвращается писатель к неурядицам общественной жизни. Звериные повадки утверждаются в обществе людей, право сильного становится законом людских взаимоотношений. Сильные, хитрые и наглые блаженствуют, все благородное страдает и гибнет, но поэт верит в наступление будущего, когда восторжествует добро над злом и насилием.

В сборниках «Слеза» и Слепой фандырист» думы о судьбах народа, жанр социальнополитической лирики вновь становится преобладающим. Но наряду с этим поэт много работает в жанре басни, преимущественно на общие нравственнопсихологические темы, и создает жанр дидактического куплета.

В социальнополитической лирике поэта преобладают постоянные в поэзии Сека мотивы о горькой доле беднякатруженика, о резком контрасте между жизнью богатых и бедных, о неравенстве правовом и имущественном и т. д. Все эти произведения непосредственно примыкают к предшествующим книгам писателя. В них те же картины народной нищеты, те же горькие сетования на неизменность вековечной доли народа.

В идейнохудожественном отношении из этого цикла наиболее совершенны упомянутые ранее стихотворения: «Король лягушек Казар», «Барсуксоветник» и «Плач воробья о птенце».

В стихотворении «Плач о птенце» поэт обращается с упреками за неосторожность к сыну. В критике это стихотворение рассматривается почемуто как свидетельство идейных расхождений между сыном и отцом, якобы не понимавшим смысла революционных действий сына и его соратниковре волюционеров.

Добавить комментарий