Сильный медведь

Правом сильного воспользовался и медведь в басне «Сильный». Медведь, Волк и Лисица стали делить добычу, но решили пусть достается самому старшему. Медведь ответил: «Мне всего пять лет, но стойте предо мной, опустив головы». Сильный всегда прав!

В басне «Ворон и Воробей» эта же мысль выражается в другой форме: не спорь с сильным. Когда Воробей обличил Ворона во лжи (Ворон утверждал, что яблоки растут на дубе), то Ворон предупредил его:

«Пойми, ЧТО МОЙ ЛОЖЬ Лучше твоей правды, Не то своими острыми ногтями Схвачу тебя за шею, мой раб».

В басне «Собака и Вол» та же мысль принимает форму известной пословицы «Собака на сене сама не ест и другому не дает».

Идейнополитическая направленность этих басен очевидна: пока простой человектруженик порабощен, его правда не может победить. Справедливость на стороне простых людей, но грубой силе эксплуататоров надо противопоставить силу, иначе ложь, несправедливость будут торжествовать. Ясен и этический подход писателя к вопросам социальным и политическим, это в духе миропонимания патриархального крестьянства.

В других баснях поэт разрабатывает вопросы морали, но и в них ярко проявляется социальная направленность его этики. Вопрос о предательстве интересов своей социальной среды, лакействе перед властями и богатыми хозяевами, обличение глупой аристократической спеси так называемых «уазда нов» («знати», «благородных») имели не только чисто этический, но и социальнополитический смысл.

Добавить комментарий