Тюремные записки

Для «Тюремных записок» характерна реалистическая конкретность деталей. В отличие от произведений революционных лет, отмеченных романтической приподнятостью, ораторской патетикой и красочной аллегоричностью, здесь все обнажено: и сердце, и мысль, и неприглядная действительность. Подкупающая лиричность и прозрачная автобиографичность придают им силу достоверного документа, а их реалистическая аргументация неотразимую убедительность.

В этом цикле мы видим реальную жизнь горца и арестанта so всей ее неприглядности. Здесь поэтичные образы солнечного луча, голубя, «жемчужной цепи» облаков соседствуют с «непоэтичным» кизяком и лохмотьями арестанта. Вот описание арестанской камеры:

Стены сырые и древние камни, Сыпется на пол трухлявый покров. Кровь раздавленных клопов и похабные надписи Днем и ночью рябят в глазах.

На фоне этой картины дается контрастное описание «бушующей весны», которая наступает «в мое время жестокое время, в жизни аду подобной».

В стихотворении «Ночь наступила» описание тюремной жути предшествует изображению подневольной жизни народа, заставившей арестованных восстать против «врагов жизни». Поэтому оно воспринимается как символ российской действительности.

Немо и глухо в тюрьме, как в древнем склепе, Темно в тюрьме, как в черной могиле.

Но также немо, глухо и тесно в жизни, и нельзя было не заступиться за «народное счастье».

Цомак писал стихи до последних дней своей жизни, но такую интенсивность переживания, такую резкую конкретность деталей в его последующем поэтическом творчестве мы уже встречаем редко.

Тема тюрьмы и изгнания имеет в русской поэзии большие традиции. Широко разрабатывалась она и в поэзии Коста, но в данном цикле стихов Цомака она впервые нашла сильное, реалистически образное воплощение на осетинском языке.

В заключительном стихотворении цикла «В Сибири» Цомак грустно отмечал:

Вдали от отчего края По отчему краю Тоскует сердце. В горестной доле, От жизни в неволе Тают силы.

Но еще много сил и вдохновенья было в сердце поэта. Цомак принадлежит к тем художникам, которые из года в год набирают силы. Он умер в 50 лет, но так и не успел раскрыть свои богатые возможности, не исчерпал своей художественной энергии. Сибирская ссылка, конечно, отняла много сил, но и там он тратил их не только на борьбу с «горестной долей».

В 1912 году начинаются выступления Цомака в сибирской периодической прессе. В Иркутской газете «Голос Сибири» за 25 марта 1912 года опубликована его статья «ИскандерГер цен». Этой статьей он отметил столетие со дня рождения своего любимого писателя и революционера.

Добавить комментарий