Умирающий воин

И умирающий воин, крестьянин, далек от мысли о бессмысленности войны, от поисков ее виновников. Как солдат он видит своих врагов в лагере неприятеля, а не в царском дворце. Но в своем завещании он натриархальный крестьянин и, по традиции народногероической песни, обращается к матери, к сестрам. Для поэта умирающий на поле боя солдат герой, достойный народной песни, а не «серая скотинка», не пушечное мясо. Так думал о солдате и народ. Недаром это стихотворение распространилось как песня.

Слабость позиции Гурджибети не в «либеральнобуржуз ных колебаниях», а в том, что он не сумел подняться над мироощущением патриархального крестьянства. Осветить народное самосознание идеалами революционнодемократического мировоззрения из осетинских деятелей XIX века сумел только Коста Хетагуров. Демократизм Гурджибети остался в пределах неразвитого самосознания народа и его предрассудков. Это видно по всему творчеству поэта. И в том, как поэт сочувствует вдове, которую деверь гонит со двора, ибо по смерти брата он наследует его имущество, если вдова покинет дом мужа; и в том, как t)H выражает горькую жалобу «бедного жениха», которого кстати не «социальное неравноправие лишило счастья», а буржузный мир купли и продажи, мир, где все продается и покупается, где деньги стали мерилом ценности не только вещей, но и людей:

Тяжело мне без любимой, Тяжелей ее встречать. Тысячу рублей калыма Где мне, бедному достать!.

Дочь свою, как на базаре, Мать родная продает, Хоть дурак тебе не пара, Будет матери доход.

(Перевод Н. Павлович) На разоблачении этого убеждения деньги, имущественная поляризация стала средоточием людских отношений, победив былое высокое представление о человеческом достоинстве 219 строится и самое значительное произведение Блашки «Дурачок».

Добавить комментарий