Устройство общественной жизни горцев

Абхадз хочет покорить кобанцев «мудрыми» увещеваниями, но Хазби обличает ложь этой «мудрости». Абхадз хвалится непобедимостью своего войска, Хазби указывает на то, что непобедимость войск Абхадза ложь, лишь разъединенность горцев; позволяет ему бить их поодиночке. К тому же он подкупом отдельных лиц обезоруживает горцев. В открытом бою, один на: один, горцы превосходят войско храбростью и отчаянной решимостью отстоять свою свободу.

Абхадз советует горцам бросить кровную месть, а сам грозится за каждую каплю пролитой русской крови мстить беспо пцадно. Хазби обличает его: советовать горцам, с молоком матери всосавшим чувство мщения за кровь, бросить этот обычай, а самому грозиться жестоким отмщением глупость.

Абхадз для лучшего устройства общественной жизни горцев советутет принять российский правопорядок, установить посредника между кобанцами и властями. Хазби обличает несправедливость и вредность этих намерений. Посредник будет натравливать друг на друга власти и народ. (Гнусное поведение этих посредников, кстати, неоднократно разоблачал и Коста Хетагуров задолго до Бритаева.) Что же касается российского правопорядка, то один из старцев указывает, что пусть власти оставят их в покое, если же «их власть будет лучше, то мы их сами начнем искать».

Абхадз винит кобанцев в нападении на казаков, но Хазби доказал, что это напраслина. Абхадз винит кобанцев в покупке свинца и пороха у грузин и армян, но они говорят ему, что это их извечное дело и ничего против войск не замышляют.

Добавить комментарий