В 1745 году

В 1745 году комиссия уже прибыла в Осетию, избрав своим местом пребывания Кизляр. Эта комиссия просуществовала до 1860 года (правда, в 1792 году на некоторое время была закрыта, но затем вновь- стала функционировать, перейдя в Тифлис), но особо значимых следов в культурном развитии осетин она не оставила. Основная цель комиссии — христианизация населения — так и не была достигнута. Христианская религия, известная осетинам с X века, привилась им лишь внешне, к служителям культа трудовой народ всегда относился с иронией, к их проповеди презрительно. Народ оставался верен своим древним верованиям и предрассудкам, победить которые хри стианская проповедь была не в силах, просвещение и обще- ственно-культурное развитие же вели к падению как христианской идеологии, так и языческих форм верований. Первым прогрессивным ,шагом в деятельности этой комиссии было привлечение к проповеди христианства самих осетин и решение дать определенному числу осетин духовное образование, т. е. создать в Осетии духовные школы. Первая такая школа была открыта в 1766 году в Моздоке, хотя первоначально решено было открыть ее в Куртатинском ущелье в 1753 году. Она просуществовала до 1792 года, но ничего* существенного не дала не только просвещению Осетии, но и: самой христианизации. Полувековое существование Осетинской духовной комиссии в истории осетинской культуры вошло лишь изданием первой книги на осетинском языке в 1798 году в Московской синодальной типографии — «Начальное учение человеком, хотящим учиться книг божественного писания».

Добавить комментарий