В грузинской литературе

В грузинской литературе пореформенного периода часто4 встречается образ именно такого, выбитого из привычной колеи, мелкопоместного дворянина, так называемого «осеннего дворянина», правда, далеко не воинственного Коста Хетагуров обнажил реакционную сущность социального бытия этой прослойки феодально-княжеского сословия в пореформенный период. Образ Джамбулата в приведенной характеристике четко — обрисован. В ней как бы суммируется все, что известно читателю о Джамбулате из предшествующего повествования. Еще два штриха, и образ дописан. После 5-й главы радостные, светлые тона постепенно исчезают. Чем ближе трагическая развязка, тем сильнее звучат грустные мотивы. Грусть эта сказывается и в лексике, и в повествовании короткими, как вздох, предложениями, и в том, что из жизни Ибрагима вспоминаются самые тяжелые моменты ее. Бор темньчй бор, глубокий борБешмет промок.. Немеют руки… Все глуше падает топор, И все больнее грудь вздымает Тяжелый вздох и кто узнает, Как много сил и много дней Здесь отнято у Ибрагима? И все же многих он бедней » В ауле. Начинаются скорбные воспоминания о сиротской доле, украденном детстве, беспросветной юности. Полунагой, полуголодный Ходил за стадом Жил и рос :В конюшне темной и холодной, Поил коров сгребал навоз За промах всякий, всякий вздор Его ругали, били, драли. А уходил на волю, — дали Ему веревку и топор. Жизнь прошла в тяжелом труде, в муках и страданиях Фатима, словно лучиной, осветила безрадостную жизнь Ибрагима, но вот явился Джамбулат и пытается потушить этот свет.

Добавить комментарий