В отличие от любви Сан Хуана де ла Крус

В отличие от любви Сан Хуана де ла Крус, гениального поэта-мистика, поэта-однолюба, любовь Кеведо была многоцветна. Менее всего было в ней любви к его ветреным современницам. А более всего, наряду с любовью-страданием, любовью-стыдом, любовью-ненавистью к отчизне, в ней было неосознаваемой и неформулируемой любви к родному языку. Из всех –

В отличие от любви Сан Хуана де ла Крус, гениального поэта-мистика, поэта-однолюба, любовь Кеведо была многоцветна. Менее всего было в ней любви к его ветреным современницам. А более всего, наряду с любовью-страданием, любовью-стыдом, любовью-ненавистью к отчизне, в ней было неосознаваемой и неформулируемой любви к родному языку. Из всех – единственной взаимной.

SUMMARY

This introduction to several new Russian translations of poems of Francisco de Quevedo (15801645) explains philosophical motives of his poetry.

ПРИМЕЧАНИЯ

ФРАНСИСКО СУАРЕС

КОММЕНТАРИИ НА КНИГИ

АРИСТОТЕЛЯ «О ДУШЕ»

ВВЕДЕНИЕ

1. Чтобы определить предмет этой науки, необходимо обозначить то, что сказано о других физических науках, и последовательно продолжить в соответствии с этим. Действительно, мы говорим, что разделение физических наук нужно проводить, следуя делению природных сущих (entis naturalis), которое заключается в их видах (species), в видах, повторяю, которые достаточно абстрактны, чтобы учреждать различные науки. Также нужно сказать, что физике принадлежит познание всех чувственных субстанций, являющихся субъектами количественности и изменчивости. Так, среди чувственных субстанций существуют некоторые неодушевленные (inanimes), другие – имеющие душу, одни возникшие (generabiles), другие – нет.

Обо всех этих субстанциях должно говориться в физике как о ее собственном предмете; зато об их частях, основаниях, акциденциях и изменениях как о том, что затрагивается для наилучшего познания ее предмета.

2. В ходе развития (in processu) физических наук уже изучено природное бытие как таковое, так же рассмотрено в книгах «О небе» бытие невозникшее (ente ingenerabile); наконец, обсуждено возникшее бытие, наука о котором включает познание созданных сущих, не имеющих души. Остается закончить весь цикл физики трактатом о природных сущих, обладающих жизнью. Таково завершение этой науки. Ее предметом будет, таким образом, живое (vivens) или природное одушевленное сущее (ens naturale animatum). Таким было мнение Симпликия и Филопона, не требующее доказательства. Достаточно лишь его присоединить к тому, что представлено выше.

3. К этому необходимо добавить, что одушевленное сущее сохраняет такое же отношение к этой науке, какое природное сущее имеет к науке физике, а тело несотворенное к книгам «О небе» и «Об уничтожении», хотя так же как и в упомянутых науках рассматриваются претерпевания (passiones) предмета, имеющего душу; и как там трактуется о частях, и основаниях, и тому подобном, в отношении к их основополагающим предметам, так же и в этой науке.

Добавить комментарий