В греческих списках

Таков предмет этой науки.

4. Для того, чтобы понять направление, которому следует Аристотель, нужно принять во внимание 1-е замечание, что Аристотелем в книгах «Метерологики» выполнен трактат «О смешениях» («De Mixtis»), который начинает трактовать в этой книге о живых сущих; на эту же тему следует разговор в книгах,

Таков предмет этой науки.

4. Для того, чтобы понять направление, которому следует Аристотель, нужно принять во внимание 1-е замечание, что Аристотелем в книгах «Метерологики» выполнен трактат «О смешениях» («De Mixtis»), который начинает трактовать в этой книге о живых сущих; на эту же тему следует разговор в книгах, названных «Малыми физическими сочинениями» («Parva Naturalia») и в «О возникновении животных», «О частях животных», «Истории животных», и в 50 сочинениях, которые, согласно Плинию, книга 8, глава 16, написаны о животных; о них обо всех составляется общая наука о живых существах, одна из частей которой есть эти книги «О душе», а другая – книги «Малых физических сочинений», и т.д. В греческих списках все эти книги располагаются вместе, и это дает понять, что все они объединяются в одной единой науке, как замечает Нифо в прологе и в 6 книге «Метафизики», рассуждение 3, вывод 4. Так, невозможно вообразить себе, чтобы различны были наука о части, сколь бы самостоятельной она ни была, и наука о целом; такое необычно, и никогда не встречалось в науках просто потому, что невозможно. Целое не познают, не познав его частей; таким образом, познавать части – значить начать познание целого. Поэтому сказано, что предмет физики есть природное бытие, и что познание оснований природного бытия есть познание самого природного бытия.

5. Из сказанного вытекает 2-е [замечание, состоящее в том], что данные книги «О душе» не учреждают сами по себе некую науку, но начинают науку о живых сущих. Ясно, что живое сущее есть предмет познания, содержащийся внутри общего предмета физики. Тем самым, должна быть другая наука, которая берет его (живое сущее. – Д.Ш.) как главный предмет; эта наука должна трактовать о душе, она является единой наукой об обоих предметах, ее предмет есть живое сущее и душа как преимущественный предмет.

6. 3-е замечание [состоит] в том, что одно дело говорить о науке в ее целостности, и другое – о некоторой ее части, или о книгах, в которых Аристотель начинает упомянутую науку, и, хотя предмет ее един, может браться часть его, которая была бы частичным предметом, как и следует в «Физике»; в ней предмет всей науки есть природа. Но если мы рассмотрим изолированно первую книгу, ее предмет есть основание природного сущего, предмет второй книги – природа. То же происходит в нашем случае, когда полагается вся наука сама по себе, ее предмет – одушевленное тело, но если принимается во внимание замысел Аристотеля, она трактует о формальном принципе одушевленного сущего, то есть о душе.

Добавить комментарий