В поисках Таймураза

Азау в поисках Таймураза попадает в плен к пастухамхев цам, и один из них насильственно женится на ней. Таймураз, не выдержав разлуки, умирает с горя и тоски. «Горе и тоска сводят человека в могилу довременно», заключает писатель. Азау порывалась бежать на родину, но не знала дороги. Однако спустя много лет, «царские войска взяли Кавказ. Народы успокоились, дороги стали безопасны, люди стали бывать друг у друга, и Азау узнала, где отчий край». Отпросившись у хевца, она поехала на родину. Узнав о смерти Таймураза, она пошла к его могиле и, зарыдав, упала замертво. «Народ собрался. Старики долго разговаривали меж собой, теперь давнее несправедливое решение показалось им жестоким, но было уже поздно. Любящие не свиделись больше, только Азау свои старые, исстрадавшиеся кости сложила в могилу рядом с Тайму разом».

Как и в первом рассказе, в «Азау» основным средством раскрытия характеров остается поведение персонажей, их отношения к людям и событиям. Психологию и мировоззрение людей Сека показывает через их поступки. Отсюда та насыщенность произведений Сека напряженными событиями, резкими столкновениями противоборствующих характеров.

Рассказ «Азау», правда, выделяется в прозе писателя стремлением описать психологический мир горцев. В нем мы находим несколько внутренних монологов, выполненных в стиле романтической идеализации чувства любви. В этом плане наиболее показателен монолог Таймураза. «По ночам. он разговаривал при лунном сиянии: «Далекая луна, быть может, гденибудь черные глаза Азау вот так же обращены к тебе с мольбой. Звезда, предвестница зари, может быть, Азау светом твоим утешает свое сердце? О, барастыр3 земли, а может быть, ее белая грудь где то в земле истлевает!. » Однако этот пример, пожалуй, исключение. Сека никогда не прибегает к внутренним монологам. Он или сам передает желания, помыслы и переживания героя в авторской речи, или же дает персонажу высказаться в диалогах. Поэтому в его творчестве сильно развит диалог, но почти отсутствует монолог.

Добавить комментарий