Разумное почитание старших

Сека Гадиев в своей поэзии выступает приверженцем многих норм патриархальнородовой нравственности. Разумное почитание старших, уважением к старости, особенно к родителям, для него являются совершенно непререкаемыми нормами нравственности. Вот почему он резко осуждает стремление сыновей и невесток отделиться от родителей и жить собственной, семьей. По мнению Сека, они:

«Все, что находят у старых родителей Отдают, как калым, за жену, А затем покидают дряхлых людей, Сторожите, мол, камни теперь».

(«Нравы современных девушек») Среди лирических произведений книги «Ганис», как и в первой книге Сека, есть произведения на религиознообрядовые темы («Пасха», «Песня Уастырджи», «Перед образом богоматери»), но они никакой оригинальной мысли не содержат, являясь, данью знакомству писателя с церковнослужебной литературой.

В книгу «Ганис» вошли также две народные сказки в стихотворной обработке («Мышь», «Вошь и Блоха») и двадцать одна басня.

В содержание народных сказок Сека ничего существенно нового не внес, только прозаическим текстам придал стихотворную форму. Но самый выбор сюжетов не был случаен. Содержание сказок, их мораль совпадают с этическими идеями Сека. Нравственный вывод из сказки о том, как возгордившийся мышонок решил жениться на дочери самого сильного существа на свете и женился в конце концов на подобной себе полевой мыши, таков: не будь заносчив, не презирай, свою среду, свой род, свое племя. Веселая сказка о блохе повествует о. силе бескорыстной дружбы. Оба эти принципа нравственности были очень дороги писателю?

Добавить комментарий