В романтических поэмах

В романтических поэмах Лермонтова, созданных на материале кавказской действительности, широко разработан образ этого героя. Аджи, Хаджи-Абрек, Селим, Акбулат и др. имеют немало общих черт с Джамбулатом из поэмьг «Фатима» и прежде всего — крайний индивидуализм. Они не признают ничего, кроме своих прав. Все, что стоит на пути к достижению их желаний и прихотей, они сокрушают или же сами погибают. В этом Джамбулат — собрат и прямой наследник: пушкинских и лермонтовских героев. Однако между ними есть и принципиальная разница. Герои Лермонтова в основном представлены как психологические типы, — Джамбулат же в основе — тил социальный, он — носитель реакционной сущности жизни и мировоззрения тон феодальной среды, которая породила его. Он действует так, а не иначе не только в силу свойств своего характера, но и в силу своего сословного мировоззрения — он ведет «бой с холопами». Поэтому эмоционально насыщенная фразеология, к которой прибегает Джамбулат и которая так характерна для героев Лермонтова, здесь выступает и как средство разоблачения внутренней фальши характера героя. Контраст между возвышенными рассуждениями и бесчеловечными поступками героя есть одно из средств раскрытия характера Джамбулата. Этот контраст характерен и для героев Пушкина и Лермонтова. Еще Белинский говорил об этом в письме к В. П. Боткину от 1842 года: «только романтизм позволяет человеку прекрасно чувствовать, возвышенно рассуждать и дурно поступать». Надо отметить и то, что Коста Хетагуров сохраняет продолжает ту традицию изображения природы Кавказа, которую создали Пушкин и Лермонтов.

Добавить комментарий