Влияние прессы, кино и телевидения

А ведь как бы ни было сильно, оно выступает лишь одним из факторов, формиру­ющих убеждения индивида, безусловно уступая по значению непосредственным условиям его существования. Революцион­ный подъем масс был вызван к жизни обострением кризиса капитализма, как в материальной, так и в духовной сферах. Он получил подкрепление в ряде конкретно-исторических обстоя­тельств— политических (война во Вьетнаме), демографических и социально-психологических (выход на арену истории много­численного послевоенного поколения, со всеми присущими ему чертами мировоззрения и положения в обществе) и т. д. Сам по себе протест мог быть подавлен, но не мог быть устранен, пока не устранены его причины, хотя формы его проявления, разумеется, изменились. Роль средств коммуникации и видов искусств поэтому оп­ределима не сама по себе, а лишь как составная часть общих социальных и идеологических процессов. Буржуазный контроль над средствами информации выразился в приспособлении собы­тий к новым общественным настроениям (поскольку игнори­ровать их было уже невозможно), а затем в их обезвреживании путем перевода в сферу стиля жизни, а не ее содержания. Та­кая трансформация облегчалась и тем, что леворадикальные программы сами по себе, как уже было отмечено ранее, мисти­фицировали значение «культурной революции», подменяя соци­альную революцию контркультурой. Следующим шагом естест­венно явилась обратная охранительная реакция контрпропаган­ды традиционных буржуазных ценностей, занявшей видное ме­сто во всех повествовательных формах, более всего приспособ­ленных для решения дидактических задач «социализации» индивида. Особое значение при этом приобретали параметры широты распространения и доступности изложения (вплоть до предельной схематизации и упрощения конфликтов), в высшей мере свойственные именно буржуазной «массовой культуре», против которой столь яростно выступали (на словах) идеологи «нового» консерватизма.

Добавить комментарий