Внимание мыслителя

Эстетика Когена заложила фундаментальную основу эстетическим концепциям других представителей Марбургской школы, среди которых особое место занимает Пауль Наторп. Основываясь на выводах эстетики Когена (в свою очередь инспирированных Гете), Наторп также утверждает, что своего высшего значения «индивидуальное» достигает только в области «эстетического», где оно имеет даже приоритет по отношению к общему. Внимание мыслителя теперь сосредоточено на связи философии и искусства, на изучении возможностей художественного творчества для познания объектов, не поддающихся описанию и объяснению в общих понятиях. Искусство и философия являются для Наторпа выражением единого культурного целого (парадигмы, как затем это будет определено в терминах XX века), и величайшая ценность искусства заключается в том, что оно интимно проникает и конкретизирует философское понимание мира. Об этой направленности теоретического интереса Наторпа говорят уже сами названия его работ: «Народная культура и культура личности», «Штудии с Рабиндранатом Тагором», «Значение Федора Достоевского для современного кризиса культуры» Эстетика Когена оказала глубокое влияние на европейскую эстетику XX века. Печать обучения у Когена несет на себе близкая по духу экзистенциализму философия искусства Хосе ОртегииГассета: в трактовке существа метафоры («Две главные метафоры») в анализе стиля барокко и его отношения к современному искусству, в критике массовой культуры. Студент из С. Петербурга Николай Гартман, приехав на стажировку в Марбург и затем обосновавшись в Германии, использовал основные положения когеновской эстетики для разработки эстетической проблематики с позиций феноменологии. В семинарах Г. Когена и Н. Гартмана изучал философию будущий поэт и переводчик Борис Пастернак. Марбургское неокантианство продолжало свое существование и в советской России в домашних семинарах Б. А. Фохта, М. И. Кагана и JI. В. Пумпянского, творчески преломилось в эстетике М. Бахтина.

Добавить комментарий