Восприятие трудовой дея­тельности как страдания

Маркс же, напротив, показывает, что, а игры — как наслаждения является лишь одной стороной сложного общественного отношения, осно­вывающегося на эксплуатации наемного труда. «Если деятель­ность рабочего для него самого является мукой, то кому-то дру­гому она должна доставлять наслаждение и жизнерадостность» Так, вопрос о разрешении противоречия между трудом и удо­вольствием марксизм связывает с решением вопроса о ликви­дации капиталистической эксплуатации и отношений частной собственности. Нельзя не подчеркнуть и то, что сама трудовая деятельность в условиях антагонистической формации представляет собой реальное многообразие тенденций, одна из которых, как это бы­ло убедительно раскрыто марксизмом, в своей сущности выра­жает созидательный, творческий аспект труда — источника как общественного прогресса, так и прогресса в развитии челове­ческой индивидуальности. Поэтому постулируемое Маркузе про­тиворечие между трудом и удовольствием не является универ­сальной нормой человеческой деятельности даже в условиях капиталистического отчуждения. Описываемые в этих катего­риях типы отношения к миру реальны как эмоциональные пе­реживания; когда же они претендуют на статус теоретических конструкций, они не поднимаются над уровнем непосредственно — фетишистского истолкования реальных социальных противоре­чий. Фактически Маркузе ограничивается тем, что описывает психологические состояния страдающего и протестующего объ­екта капиталистической эксплуатации. Сравнивая свободный труд с игрой Орфея на кифаре, Маркузе говорит о необходимо­сти придать труду характер внутреннего эстетического самоудов­летворения. Однако в действительности он не может предло­жить ничего, кроме туманного художественного символа.

Добавить комментарий