Культурно-духовное раз­витие западного общества

Наконец, нужно сказать, что на заключительных страницах «Контрреволюции и бунта» Маркузе признает, что современное как общественно-политическое, так и с особой остротой ставит на повестку дня проблемы марксистской эстетики. С этим выводом можно согласиться. Однако, зная характерный для Маркузе субъекти­вистский, а отнюдь не «творческий» характер заимствований у марксизма, нельзя не относиться к его декларациям с неволь­ным сомнением, тем более что он пишет о том, что «компетент­ное обсуждение этих вопросов нуждается в написании новой книги» И эта книга была действительно написана. В 1977 году на немецком и в 1978 году в переводе на английском языке была опубликована новая книга Маркузе — «Эстетическое измерение. К критике марксистской эстетики». Уже само ее название ука­зывает на то действительное направление, в котором происхо­дила эволюция маркузианства. Критика марксистской концеп­ции искусства, социальной обусловленности художественного творчества, роли искусства в общественной жизни становится стержнем этой последней работы Маркузе. По собственным заверениям, Маркузе ставит перед собой удивительную по внутренней противоречивости задачу: «внести вклад в разработку марксистской эстетики путем переоценки ее ортодоксии». Причем под «ортодоксией» здесь имеется в виду «интерпретация качества и ценности произведения искусства в категориях тотальности существующих производственных отно­шений. Согласно этой интерпретации, произведение искусства более или менее адекватно отражает интересы и мировоззрение определенного социального класса» . Таким образом, фактиче­ски «ортодоксией» оказывается само историко-материалистиче­ское понимание явлений сознания, разработанное классиками марксизма, в том числе и понимание искусства как формы об­щественного сознания.

Добавить комментарий