В.Санин. Поиск истины

Александр Ольшанский. «Китовый ус». Рассказы. М., «Современник»,1981

Всё начинается с хлеба — это твердо усвоил Санька, который по своему опыту знает, что спать — самое спасительное дело, когда хочется есть. Из своих четырех лет Санька почти два прожил в войну; он научился прятаться от снарядов, он много раз видел смерть и рано осознал разницу между добром и злом. Но этот маленький герой рассказа «В июне, посреди войны» на всю жизнь запомнит, как боец налил в его миску пахучий суп, а майор, протянув ложку, говорил: «Ешь, Санька, не стесняйся… Вот кончим войну и такую вам, карапузам,

Александр Ольшанский. «Китовый ус». Рассказы. М., «Современник»,1981

Всё начинается с хлеба — это твердо усвоил Санька, который по своему опыту знает, что спать — самое спасительное дело, когда хочется есть. Из своих четырех лет Санька почти два прожил в войну; он научился прятаться от снарядов, он много раз видел смерть и рано осознал разницу между добром и злом. Но этот маленький герой рассказа «В июне, посреди войны» на всю жизнь запомнит, как боец налил в его миску пахучий суп, а майор, протянув ложку, говорил: «Ешь, Санька, не стесняйся… Вот кончим войну и такую вам, карапузам, жизнь построим…»

Этот рассказ поставлен в книге первым, а всего их двадцать пять — и о том, как строилась обещанная Саньке жизнь, и о людях, ее созидающих, и о мучавших их проблемах.

Среди персонажей А. Ольшанского не найти вполне довольных собой и своей судьбой счастливчиков (исключение, пожалуй, Балашов из «Оптимального варианта», о котором ниже). Почти все они – люди глубоко думающие, осознанно или неосознанно ищущие в жизни смысла и проходящие трудный путь познания. Есть среди них люди и возвышенных, и низменных мыслей, не­заурядные и обыкновенные, лю­бящие и безразличные. И никто из них не обойден пристальным вниманием автора, задавшегося целью исследовать это многообразие человеческих характеров.

При кажущейся разноплановости рассказов они композиционно прочно связаны между собой и воссоздают широкую панораму жизни небольшого города и примыкающего к нему села, их социальную атмосферу, их быт.

Очень хорош, местами печальный, емкий, так и просящийся в киносценарий рассказ «Привет от Шишкина» — об израненном солдате, вернувшемся с фронта на разрушенную железнодорожную стацию; здесь от бомбежки в первые дни войны погибла его молодая жена, с которой он и пожить-то почти не успел. Читаешь эти страницы — и невольно вспоминаешь одно из лучших в советской поэзии стихотворений Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату», и овладевает тобой щемящее чувство печали, переходящее в гордость за несгибаемый дух этого простого, малограмотного, но поразительно чистого и цельного человека — Пармена Шишкина, которого война изуродовала, но не победила. Рассказ этот до боли правдив: всё, пережитое Шишкиным, — наша общая боль.

А вот совсем иной сюжет. Лариса Никитична из рассказа «Обезьянка Чики» — характерный для творчества А. Ольшанского персонаж. Это думающий, часто смятенный, ищущий человек. Молодой и богато одаренной женщине душно в обществе людей само­влюбленных и ничтожных, ей невыносимо оставаться женой человека, обладающего поразительной способностью «в лю­бой ситуации находить для себя мертвое пространство, в ко­тором легко остаться неуязвимым».

Нетрудно усмотреть логическую связь этого рассказа с «Оптимальным вариантом», о котором я уже говорил. Лариса Никитична с ее открытой душой, высокой человечностью ­ — антипод похожего на ее мужа инженера Балашова, весь жиз­ненный уклад которого, отно­шения с людьми, даже эмоции подчинены принципу, что дал название рассказу. Бала­шов любил «точность, аккурат­ность, последовательность, на­стойчивость, логичность, обос­нованность мыслей и поступ­ков, но верой и богиней, сутью его была оптимальность». Они поселился на вычисленном заранее оптимальном этаже, купил оптимальную мебель и кухонное оборудование, вел оптимальный образ жизни, из­брал оптимальную линию пове­дения — и превратился в сов­ременного Беликова, отгоро­дившись от всех возможных эмоций терминологией НТР. Весь пафос этого рассказа в том, правильно ли мы ищем оптимальный вариант, не разрывает ли стремительное нара­стание скоростей добрые, ду­шевные связи между людьми.

Поискам истины и добра по­священы и другие рассказы книги. Важнейшее, на мой взгляд, ее достоинство — на­писана она не только на высо­ком художественном уровне, но и с несомненной достовер­ностью, глубоким проникнове­нием в человеческие характе­ры, в суть проблем сегодняш­него дня.

«Литературная газета», 17 февраля 1982 года

Добавить комментарий