Взгляд на историю

Такой трактовкой историзма объясняется направление взгляда на историю как на процесс, идущий от современности в прошлое, а от него к настоящему. «Историк это пророк, обращенный к прошлому», «художники создают через современность прошедшее и будущее», писал Ф. Шлегель. Современность, в ее творческих культурных достижениях, считалась преемственным продолжением прошлых культур, перспективным сокращением всей истории поэзии. Тем самым история признавалась питающим корнем и основой самосознания искусства. Но при этом современность не считалась точкой завершения процесса развития, хотя указывалось, что исторические перспективы открываются только перед романтическим искусством: «Прочие виды поэзии закончили свое развитие и полностью поддаются анализу. Романтическая же поэзия находится еще в процессе становления; более того, самая сущность ее заключается в том, что она вечно будет становиться, никогда не приходя к своему завершению».

В зрелом и позднем романтизме историческое сознание сосредоточилось на феномене национальной народной культуры. Национальная культура воспринималась как праистория, где осуществлялось зарождение последующего развития, наследниками которого чувствовали себя романтики. Они впервые в истории европейской культуры посмотрели на народную национальную культуру не как на «низкую», приземленную, далекую от идеала прекрасного, изящного искусства, а видели ее ценность в естественной органичности, энергетической мощи, близости к природе, в искренности, в многообразии еще свернутых возможностей, т. е. чувствовали в ней источник обновления собственных творческих сил.

Добавить комментарий